В 2025 году российский рынок бензина столкнулся с резким ростом цен и перебоями в поставках. Это создает серьезные риски для владельцев автопарков, логистических компаний и других предприятий, зависимых от топлива. В нашей статье мы разберём причины бензинового кризиса, регионы с наибольшими трудностями, меры, которые предпринимает государство, а также пути минимизации потерь для бизнеса.
1. Текущая ситуация: что происходит на рынке бензина
- За 9 месяцев 2025 года цены на бензин выросли на 9,22 % при общем росте потребительских цен на 4,29 %.
- В сентябре рост был особенно резким: за месяц бензин подорожал на 2,48 % — такой скачок считается одним из крупнейших за последние 15 лет.
- При этом оптовые цены на бензин растут ещё быстрее, и в некоторых регионах они уже приближаются к розничным.
- Независимые АЗС, особенно на юге России, уже начали испытывать убытки: они вынуждены останавливать работу или ограничивать продажи.
Вывод: на топливном рынке наблюдается значительное и ускоренное давление вверх на цены, а регионы с удалённой логистикой испытывают дефицит.
2. Почему возник дефицит бензина: причины кризиса
2.1 Снижение производства на НПЗ
По нашим экспертным оценкам, производство бензина снизилось почти на 10 % по сравнению с началом года.
Многие НПЗ простаивают из-за плановых ремонтов и ремонтов после повреждений от беспилотных атак.
2.2 Логистические проблемы
С недавнего времени приоритет в ж/д перевозках был смещён, что ухудшает снабжение топливом удалённых регионов (Дальний Восток и др.).
Сроки поставок топлива увеличились до 1,5–2 месяцев, а фактические поставки уменьшаются.
2.3 Психологический фактор и ажиотажный спрос
Информация о росте цен и ожидание дефицита побуждают компании и водителей делать запасы топлива «на всякий случай».
Это ещё больше давит на ограниченные объёмы поставок.
2.4 Государственное регулирование и экспортные ограничения
Власти ограничили экспорт бензина и дизеля до конца 2025 года.
Кроме того, введены меры по стимулам импорта, снятию пошлин на ввоз топлива и другие механизмы.
3. Регионы, где ситуация наиболее острая
- На юге страны независимые АЗС уже массово прекращают работу, и их количество сократилось на 14,2 %.
- В Крыму дорожают бензин и ограничивают продажи: более того, введены лимиты на 20 литров в одни руки и цены зафиксированы законом.
- В Хабаровском крае и ряде других регионов также введены ограничения по продаже (до 30 литров на одну покупку).
- В Новосибирске некоторые АЗС временно прекратили продажу марки АИ-92 из-за проблем с отгрузками.
Таким образом, особенно уязвимыми оказываются регионы с удалённым расположением, слаборазвитой инфраструктурой и зависящие от перевозок топлива на дальние дистанции.
4. Прогноз: что будет дальше
- В краткосрочной перспективе ожидается стабилизация цен: снижение ажиотажного спроса осенью и рост биржевых поставок может разгрузить рынок.
- Тем не менее, системные риски сохраняются: нестабильная маржинальность вынуждает многие независимые АЗС работать в убыток.
- Также остаётся опасность новых атак на инфраструктуру (БПЛА), которые могут вновь нарушить логистику и производство.
- В январе 2026 года рост ставки НДС до 22 % может подтолкнуть цены вверх, особенно для независимой розницы.
5. Что может делать бизнес, особенно автопарки и транспортные компании
5.1 Использовать топливные карты и сервисы учета
На вашем сайте expcard.ru одним из направлений является топливные карты и сервис “Единое окно”. С их помощью можно:
- Централизованно контролировать расходы;
- Устанавливать лимиты на заправку;
- Исключить нелегальные, “серые” заправки;
- Быстро реагировать на изменение цен на разных АЗС.
Это снижает риски переплат и упрощает управление топливом в условиях кризиса.
Бензиновый кризис 2025 года — серьёзный вызов для всех участников рынка топлива и особенно для бизнесов, зависящих от транспорта. Рост цен, перебои с поставками и непростая экономическая ситуация требуют от компаний гибкости и продуманности.