В последнее время все больше поднимается вопрос об изменении топливного ландшафта. Если взглянуть на топливную историю, то можно сказать, что возникают времена, когда топливный рынок меняется разительно. Так, например, еще в начале ХХ века ведущим «транспортом» были лошади. В 1901 году, когда Э. Лукас добывал нефть, в США насчитывалось около 4000 строителей конных экипажей. К концу 1920-х годов осталось 90. От самолета до поезда, от баржи до линкора — все виды моторизованного транспорта, в конечном итоге, работали на масле. Двигатели внутреннего сгорания запускались намного быстрее, чем паровые двигатели … им не требовалось, чтобы человек постоянно добавлял уголь в печь … и, в отличие от лошади, двигатель внутреннего сгорания не мог убежать или заболеть. Единственным ограничивающим фактором для бензина была цена. В те времени традиция и альтернатива, стояли в таких же отношениях, как и сейчас.
Проблема сокращения выбросов парниковых газов и изменения климата понуждает думать о том, что будет дальше. Недавно Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата подчеркнула необходимость более быстрого перехода к миру с низким уровнем выбросов углерода. Растет популярность электромобилей (EVs) и альтернативных видов топлива, в западных странах эта идея находит поддержку в правительственной политике, что ждет рынок топлива в перспективе?
Многие производители следуют новым тенденциям и производят альтернативные легковые и грузовые автомобили. Так, например, Mercedes-Benz компании Dailmer внедряет электромобили eActros. В 2019 году Volvo выпустит две модели электромобилей — FL Electric и FE Electric. Эти грузовики предназначены для более тяжелой городской дистрибуции и позволяют перевозить грузы весом до 27 тонн. Наряду с этим, Renault планирует выпустить собственную линейку электрических грузовиков в 2019 году, опираясь на десятилетние испытания электрических грузовиков в реальных условиях.
Откликаясь на это производство, готовиться и инфраструктура, способная поддержать альтернативный тип транспорта. В некоторых странах, например, Великобритании, правительство инвестирует 400 миллионов фунтов стерлингов в улучшение инфраструктуры зарядки, чтобы подготовиться к ожидаемому росту и освоению вождения электромобилей. Всплеск перехода там ожидают к 2035-2040 гг. Заправочные станции также будут оснащены зарядными устройствами EV, что позволит пользователям заряжать 80% своей батареи за полчаса. Shell и BP ведут эту новую разработку.
Эти тенденции не следует рассматривать как новое соперничество за рынок, а как новый и развивающийся баланс между различными видами топлива в зависимости от потребностей клиентов и доступности на местах. В частности, компания Shell инвестирует в зарядку электромобилей (Великобритания, США), в низкоуглеродистое биотопливо и начинает разрабатывать передовое биотопливо из отходов (совместно с Райзене в Бразилии), помогает создавать инфраструктуру для роста водорода в качестве транспортного топлива (частно в Калифорния, также в Канаде и Европе).
Электромобили, биотопливо и водород, а также переход на газ имеют некий потенциал. Мы не увидим смены транспорта в одночасье, независимо от того, насколько это будет полезно с точки зрения выполнения Парижского соглашения. Но потребуется время, прежде чем они смогут получить достаточно доли рынка.
Так, Rystad Energy проанализировал возможные «точки роста» спроса на альтернативные источники энергии. Они концентрируются вокруг производства электромобилей. Другие секторы рынка, такие как: авиация, нефтехимия и жилой фонд, подвергнуться не таким масштабным изменениям.
В авиации популярной заменой традиционного топлива станет биотопливо. Сейчас полеты в мире на этом виде топлива составляют 0,2% от общего количества, что, конечно, очень мало.
В нефтехимии, по идее, должна произойти замена на биопоток, но и здесь переход медленный.
Что касается жилого фонда, то заменой потребления нефтепродуктов будет являться газ. Это уже происходит постепенно, в основном в странах Ближнего Востока.
В общем, в период до 2025 г. влияние изменений в этих сферах на нефтяную отрасль окажется минимальным.
Rystad Energy выделяет 4 причины для роста продаж электромобилей:
1) КПД выше, чем у двигателя внутреннего сгорания, что делает их перспективной технологией
2) Дешевле ремонт и большая безопасность.
3) Единственный способ вынести загрязнение воздуха за пределы городов.
4) Субсидирование.
Но при этом электромобили не так широки в спросе, что связывают с небольшим километражем в 200 км, который можно проехать без подзарядки. Основной потребитель электромобилей – это Китай, который на государственном уровне контролирует решение всех вопросов этой сферы.
Сегмент электромобилей в российском легковом автопарке сегодня составляет 0.004%. По данным Russian Automotive Market Research — это 1847 штук. Лидеры в области использования электромобилей являются Приморский край и Москва.
Такому «скудному» использованию электромобилей есть несколько причин:
1) Отсутствие станций подзарядки при междугородних переездах и перевозках. Учитывая расстояние между городами в нашей стране, это существенный тормоз развития электропарка. На январь 2018 г. насчитывалось 140 пунктов для подзарядки электромобилей. К 2020 г. ситуация должна существенно поменяться.
2) Модели в основном предлагаются зарубежными производителями, которые не справляются с температурными режимами нашего климатического пояса. Например, модель Tesla нежелательно использовать при температуре ниже -15 градусов. Сам по себе снег является существенным поглотителем энергии, что сокращает подзарядку электромобиля, даже если отключить какие-то вспомогательные функции (фары, отопление).
Объем ежегодных вложений в сегмент электромобилей в России может составить около 60 млрд. руб. Этот вид транспорта в России пока «не идет», должно пройти несколько десятков лет, чтобы россияне начали покупать электромобили.
По оценкам Rystad Energy, к 2025 году, производители мирового автопрома, намерены произвести примерно 14 000 000 электромобилей и 7 000 000 гибридов. Если заявленные проекты реализуются в полной мере, то в среднесрочной перспективе спрос на традиционное топливо может упасть не ниже 1 000 000 баррелей в день.
Будущее для электромобилей, безусловно, выглядит позитивно при поддержке международным сообществом и развитой инфраструктуры. Будущее транспортного топлива будет показывать новый и развивающийся баланс между традиционным и альтернативным топливом. Все будет зависеть от потребностей пользователей и доступности на местах. Нет сомнений в том, что компании, в том числе, процессинговые, будут на этом рынке, чтобы поддержать выбор топлива с помощью ассортимента новых топливных карт.